Советы психолога

Если у тебя стресс

Рекомендации психолога родителям.

 

Правило первое.

 

Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

 

Правило второе.

 

Уметь слушать своего ребенка так, как вам бы хотелось, чтоб говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

 

Правило третье.

 

Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

 

Правило четвертое.

 

Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.

 

Правило пятое.

 

Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

 


 

Рекомендации родителям по формированию ответственного отношения к избранной профессии.

 

Не говорите об учебном заведении плохо, не критикуйте преподавателей в присутствии детей.

 

Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из учебного заведения.

 

Не спешите обвинять преподавателя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

 

Принимайте участие в жизни учебной группы. Ребенку приятно, если его учебное заведение станет частью вашей жизни.

 

Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.

 

Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

 


 

Советы психолога студентам на период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов

 

Экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

 

Первый «совет» – помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. д.

 

Второй «совет» – составь план своих занятий: четко определи, что именно будешь изучать каждый день.

 

Третий «совет» – начни с самого трудного, но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

 

Четвертый «совет» – полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.

 

Пятый «совет» – разумно чередуй занятия и отдых, питание, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе.

 

Шестой «совет» – толково используй консультации преподавателя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.

 

Седьмой «совет» – готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа.

 

Восьмой «совет» – оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 

Девятый «совет» – вечером накануне экзамена перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и «боевого» настроя.

 

«У Вас зачет или экзамен? Не волнуйтесь, воспринимайте все спокойно»

 

Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните на минуту что-либо смешное или приятное. После того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы абсолютно ничего не знали. Просто не бывает такого!

 

Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы.

 

Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание – трудный и сложный процесс. Если материал усвоен вами хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы, всплывать части ответа. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая общими знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.

 

Не забывайте о своем внешнем виде

 

Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему.

 

Следите за мимикой

 

Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным. Это не значит, конечно, что вы должны постоянно улыбаться. Но приветливость и открытость, а также то, что вам нравится сдавать экзамен именно этому преподавателю, – все это должно читаться на вашем лице однозначно.

 

Если вы сильно волнуетесь в начале ответа, можно посоветовать следующее:

 

а) ограничить визуальный контакт с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;

 

б) перед началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;

 

в) если вы считаете, что ваши руки выдают ваше волнение, спрячьте их под стол;

 

г) если вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений.

 

Как только вы почувствуете, что перестали волноваться, поднимите глаза. Теперь ваша задача будет заключаться в установлении личного контакта с экзаменатором.

 

Ваш успех во многом будет зависеть от того, какую позицию вы займете по отношению к нему.

 

Ищите связи

 

Любители детективов знают, что опытный сыщик не торопится надевать наручники на рядового члена банды. Куда важнее выявить связи преступника, выйти на главарей. Иными словами, среди второстепенного, нужно выявить самое главное.

 

Поэтому не следует торопиться, во что бы то ни стало запомнить сложный текст, не разобравшись в его внутренних связях, не поняв ход рассуждений автора.

 

В материале могут быть следующие связи:

 

СМЫСЛОВЫЕ

 

Текст, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко. Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами.

 

СТРУКТУРНЫЕ

 

Психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов) важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы (например, цифр в номере телефона) и даже в какие-либо фигуры. Подчеркивайте, обводите нужное, используйте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.

 

И запомните наконец – оценка зависит от знаний только на 50%. Все остальное – настроение преподавателя, количество пропущенных лекций, внешний вид и поведение студента, впечатление преподавателя о вас, номер билета и т. д., и т. п. и др., и пр.

 

Если по остальным показателям вы были на высоте – считайте, что пол оценки уже у вас в кармане.

 

А главное – не паниковать и сосредоточиться.

 

Успеха и отличных результатов!

 


 

Советы психолога студентам!!!

 

  1. Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили (Дилетант строил Ноев ковчег, а «Титаник» строили высококвалифицированные профессионалы!)
  2. Упал – начни сначала.
  3. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни.
  4. В поисках истины свойственно ошибаться! (Все люди ошибаются!)
  5. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться.
  6. Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их!
  7. Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо. Цени то, что имеешь!
  8. Если прислушаться к самому себе – можно услышать других.
  9. Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает.
  10. Если человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс.

 


Десять правил успеха.

 

· Первое. Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.

 

· Второе. Помни: нет безвыходных положений, кроме смерти. Никогда не опускайте руки. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь.

 

· Третье. Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги ему — тебе станет значительно лучше.

 

· Четвертое. Относись к другим людям так, как хотелось бы чтобы другие люди относились к тебе.

 

· Пятое. Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами.

 

· Шестое. Верь в Его Величество Случай и знай: случай приходит только к тем, кто всё делает для того, чтобы этот случай пришел. Знай: если, прожив день, ты не сделал ни одного доброго дела или за день не узнал ничего нового — день прожит напрасно.

 

· Седьмое. Самое ценное в нашей жизни — здоровье. О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

 

· Восьмое. Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

 

· Девятое. Анализируйте каждый прожитый день — учиться лучше всего на собственных ошибках.

 

· Десятое. Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач — оптимизм.

 

 

 

 

 

Если у студентов  возникают психологические проблемы: проблемы общения со сверстниками, преподавателями, родителями или просто появился интерес к психологии, они всегда могут обратиться к психологу, психолог внимательно выслушает и поможет советом.

 

Самой распространенной психологической проблемой у студентов считается проблема общения. Зачастую она возникает из-за неадекватной самооценки. С помощью психолога можно выявить уровень самооценки и получить рекомендации по её коррекции.

 

 

 

Рекомендации студентам с заниженной самооценкой

 

 

 

1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

 

2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог (ла) их добиться.

 

3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

 

4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

 

5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

 

6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

 

7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

 

8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

 

9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

 

10. Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

 

11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

 

12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.

 

 

 

Упражнения по коррекции заниженной самооценки:

 

 

 

1. Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.

 

2. Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.

 

3. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.

 

4. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.

 

 

 

Рекомендации студентам  при завышенной самооценке:

 

 

 

1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, однокурсников и друзей?

 

2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

 

3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или преподавателей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».

 

4. Получив отказ в просьбе о чем-либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

 

5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

 

6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

 

7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

 

8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

 

9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

 

10. Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.

 

13. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

 

14. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

 

 

 

Упражнения по коррекции завышенной самооценки:

 

 

 

1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или однокурсников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.

 

2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.

 

3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, однокурсников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.

 

4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.