Соц. исследование «Досуг», группа СР-404

 

Досуг или, более широко, свободное время тесно сопряжен с культурой. По существу она выступает в качестве содержания свободного времени, его определенного «наполнения». Само свободное время представляет собой особую форму деятельности людей, специфический способ их самореализации. Не будем забывать о том, что время вообще можно рассматривать в качестве формы и способа бытия природы и общества, значит, в качестве способа и формы деятельности последнего.

Досуг всегда содержит больше возможностей для развития культуры, чем последняя может принять и воспользоваться. Изучая досуг, мы получаем ключ к универсальным особенностям развития и функционирования культуры. Последняя является как бы высшей инстанцией для изучения многих частных явлений, в том числе и досуга.

В совместном рассмотрении социологических проблем досуга и культуры объективно заинтересованы социальные группы, деятельность которых так или иначе сопряжена с «культурным» использованием свободного времени либо противодействием различным его антиподам. Это многочисленные группы педагогов, воспитателей, особенно в сфере дополнительного образования, специалисты в области социально – культурного обслуживания и туризма, работники учреждений культуры (театров, кино, библиотек и.т.д.), спорта, организаторы досуга молодежи и многие другие, чья деятельность так или иначе касается создания условий для рационального, интересного и полезного использования свободного времени, превращения его в арену подлинно культурного развития личности.

С точки зрения социологии культуры имеет значение более широкое понимание содержания свободного времени. В его заполнении участвуют различные виды культурной деятельности. Это образование, туризм, физическая культура, спорт и др. В свою очередь, социологи, изучающие свободное время, при рассмотрении его структуры и содержания исходят из весьма сложной и пестрой картины интересов людей в их отношении к ценностям культуры. Возникает ситуация взаимодействия социологии досуга и социологии культуры.

Впервые она была осмыслена в 60 –70 годы 20 века, когда в отечественной литературе стали появляться брошюры и статьи о культуре и досуге.

Однако после распада Советского Союза, уже в постсоветской России некоторые проблемы потеряли свою актуальность. Падение уровня жизни значительной части общества выдвинуло на первое место не столько вопросы использования свободного времени с точки зрения его содержания и насыщения видами культурной деятельности, сколько возможности поисков дополнительной работы в часы, свободные от основной. Произошло не только сокращение величины свободного времени у ряда категорий населения, но и изменение характера его использования, когда на первое место стали выходить проблемы отдыха и восстановления физических сил работника.

Предмет социологии досуга составляет изучение реального использования свободного времени различными социальными общностями, исследование досуговой деятельности людей, их досуговых потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, мотивов. Предмет рассматриваемой отрасли включает также изучение взаимодействия людей и их общностей в рамках различных способов и видов использования свободного времени в процессе досугового общения.

Говоря о предметном поле социологии культуры, представим его как изучение действия и взаимодействия социальных общностей в сфере культуры. При этом сфера культуры должна рассматриваться как социальное целое, социальный процесс, социальная организация и социальная структура, наконец, как социальная система.

Социологию досуга и культуры интересует не просто «сегодняшний день» этих подсистем общества, социальных явлений и процессов в них, рассматриваемых во взаимосвязи. Значимой проблемой становится понимание тенденций и изменений, которые могут произойти в культурно – досуговой деятельности в связи с количественными и качественными трансформациями в сфере свободного времени и культуры.

Наконец, необходимо подчеркнуть институционально – организационный аспект, вытекающий из общей характеристики социологии досуга и культуры. Несмотря на то, что сфера свободного времени не является непосредственно ни социальным институтом, ни социальной организацией, в ней реализуют свои функции многие институты и организации. В первую очередь, это институты и организации культуры: кино, театры, музеи, СМИ, физическая культура и спорт, образование и.т.д.

По мере развития общества и с ростом ценности культуры ценность свободного времени возрастает. Но процесс этот весьма протиречив, на него оказывают влияние самые различные факторы. Особенно заметно воздействие рыночных отношений и деятельности людей, связанных с их внедрением в жизнь общества.

Для того, чтобы выяснить, как организуют свое свободное время студенты нашего колледжа, чем им интереснее заниматься и всегда ли это благотворно влияет на их развитие, мы провели данное социологическое исследование.

Анкета получила название «Интересы современной молодежи». Она состоит из четырнадцати вопросов включая паспортичку, т.е. пол, возраст, группу и постоянное место жительства.

Данное исследование было проведено в трех группах: ПО – 213 (второй курс), ПВК – 317 (третий курс), СР – 404 (четвертый курс).

Результаты данного социологического исследования оказались следующими:

На вопрос, «Какие кружки и секции вы посещаете?» Студенты группы ПО – 213 ответили следующим образом: на первом месте по подсчетам оказались варианты ответов: танцевальные и художественные кружки. Второе место занял вариант ответа: спортивные. Так ответили 16 человек из них 2 девушки. Лишь один человек из 26 выбрал вариант ответа: музыкальные инструменты, 5 человек ответили, что вообще ничего не посещают, из них 4 юноши и 1 девушка.

Также выяснилось, что кружки по рукоделию, вязанию и кулинарии не посещает ни один студент группы ПО – 213.

Возраст студентов от 16 – 18 лет.

Студенты из группы ПВК – 317 ответили следующим образом. На тот же вопрос «Какие кружки и секции вы посещаете?» девушки выбрали варианты ответов: танцевальные кружки их посещают 6 студенток. спортивные также 6 человек и 2 человека художественные.

Юноши выбрали варианты: танцевальные кружки их посещают 3 человека, спортивные 4 студента, 1 человек музыкальный, 1 человек художественный, 1 человек по рукоделию, вязанию и кулинарии.

Причем трое из них живут в сельской местности, и 12 человек проживают в городе.

Подведя итог, мы видим, что самым популярным ответом является спортивные секции т.е. их посещают 18 человек из 26, 5 человек ответили, что вообще никакие кружки и секции не посещают.

Если рассматривать группу СР – 404, то в данном случае критерии сравнения будут отличаться т.е. если в группе ПО – 213 практически преобладает мужская часть (22 юноши и 4 девушки), то в группе СР – 404, 14 девушек и 1 юноша. В отличие от 2-х рассмотренных групп, студенты 4 –ого курса практически все ответили (12 из 15), что не посещают никакие кружки и секции. 1 человек выбрал вариант ответа: музыкальные и один человек вариант: танцевальные, хореографические.

На другой вопрос «Какое занятие приносит вам наибольшее удовольствие»?, студенты группы ПО – 213 ответили следующим образом: девушки выбрали такие варианты ответов как: общение с любимым человеком, с друзьями, просмотр телевизора и прослушивание музыки.

Юноши ответили также, плюс выбрали вариант ответа: выезд на природу, рыбалка, охота.

Таким образом, на первом месте – общение с друзьями (23 человека из 26).

Это подтверждает то, о чем было сказано ранее, т.е. для человека в этом возрасте (16 – 18 лет) очень большое значение имеют друзья и сверстники. 13 человек ответили, что предпочитают общение с любимым человеком, просмотр телевизора и прослушивание музыки. Причем данный вариант выбрали 10 юношей из 22, и 2 девушки из четырех.

На третьем месте оказался вариант: выезд на природу, охота, рыбалка. Так ответили 5 человек, причем все они исключительно юноши.

4 юноши и одна девушка ответили, что их любимым занятием является шопинг (приобретение покупок).

Группа ПВК – 317 ответили на этот вопрос следующим образом: большее число студентов выбрали варианты ответов: Общение с любимым человеком – 17 человек, общение с друзьями – 12 человек, 11 человек вариант – просмотр телевизора и прослушивание музыки, 7 человек вариант – выезд на природу, охота, рыбалка, и 8 человек – шопинг и приобретение покупок..

Причем девушки предпочли следующие варианты ответов. На первом месте это вариант: общение с любимым человеком, так ответили 9 человек из 15, причем 1 проживает в сельской местности и 8 человек в городе.

На втором месте вариант: шопинг, приобретение покупок, этот вариант выбрали 7 человек из них 6 человек проживают в городе и один в сельской местности.

На третьем – общение с друзьями (6 человек из 15). Из них 5 человек проживают в городе и 1 человек в сельской местности.

И лишь 3 человека из 15 выбрали вариант ответа: выезд на природу, охота, рыбалка.

Юноши предпочли такие варианты ответа как: общение с любимым человеком, общение с друзьями, выезд на природу, охота, рыбалка. Причем вариант: выезд на природу, охота, рыбалка выбрали 4 человека из 9 (2 человека проживают в городе и 2 в сельской местности); вариант: общение с друзьями – 5 человек (2 в городе и 3 в сельской местности); вариант: просмотр телевизора и прослушивание музыки — 3 человека (1 проживает в городе, и 2 в сельской местности); вариант: общение с любимым человеком – большее количество человек – 7 из 9 студентов, причем из них 3 человека проживают в городе и 4 в сельской местности.

Студенты группы СР – 404 выбрали следующие варианты ответов:

Вариант: общение с любимым человеком – 6 человек (из них 5 человек проживают в сельской местности и 2 в человека в городе);

Вариант: общение с друзьями – 6 человек (7 проживают в сельской местности и 2 в городе);

Вариант: просмотр телевизора и прослушивание музыки – 6 человек (3 проживают в сельской местности и один в городе);

Вариант: выезд на природу, охота, рыбалка – 3 человека (сельская местность);

Вариант: шопинг, приобретение покупок – 2 человека (сельская местность).

Возраст преимущественно от 19 – до 21 года.

Мы также рассмотрели еще не менее важный вопрос. Он звучит так: «Любите ли вы отдыхать со своей семьей ? »

Среди студентов группы ПО – 213, 20 человек ответили положительно (из них 17 юношей и 3 девушки), 3 человека ответили, что не любят отдыхать со своей семьей (из них 2 юноши и 1 девушка). 3 юноши затруднились ответить на этот вопрос. Следует отметить, что среди них 22 человека проживают в городе и 6 студентов в сельской местности.

Среди студентов группы СР – 404, 11 человек дали положительный ответ. Среди них 1 юноша, 1 человек ответил отрицательно и 2 человека выбрали вариант ответа В, т.е. затруднились ответить.

11 опрошенных из них, жители сельской местности и 2 человека проживают в городе.

20 из 24 студентов группы ПВК – 317 ответили, что любят отдыхать вместе со своей семьей. 9 из них юноши и 11 девушек. Из них 12 человек проживают в городской местности и 8 в сельской.

Лишь один опрошенный ответил отрицательно, 3 человека затруднились ответить, причем выбрали этот вариант ответа исключительно девушки проживающие в городе.

Таким образом, подведя окончательный итог, можно сделать следующие вывод о том, что студенты нашего колледжа в свободное время предпочитают общаться с друзьями и с любимым человеком, ходить по магазинам. Практически все студенты предпочитают на досуге смотреть телевизор и слушать музыку.

Большее количество студентов, как юноши, так и девушки посещают спортивные секции, чуть меньшее количество – танцевальные и художественные кружки.

Из 67 опрошенных, 51 ответили, что любят отдыхать вместе со своей семьей.