Соц. исследование «Социальные инновации», Белоусов Евгений, ПИ-403

 

Так называемую парадигму «инноватики» в экономической теории заложили работы австрийского ученого Йозефа Шумпетера, рассматривающего инновационные процессы в экономике на уровне инициативности, изобретательства и духа предпринимательства.

Й. Шумпетер определил инновацию как «новое сочетание факторов производства» и положил в основу этого понятия пять признаков:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменение в организации производства и его материально – техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Таким образом, по мнению Й. Шумпетера инновация может быть результатом изобретения, но может включать в себя в равной степени и эксплуатацию новых природных ресурсов, копирование идей с удаленного рынка или описание старого продукта новым образом. Следовательно, применение изобретения является одним из важнейших примеров инноваций, но не основным. И здесь хочется вернуться к словам Леонида Полякова, о том, когда он говорил, что мы всегда гнались за новизной, мы хотели быть другими и хотели все строить с нуля. То есть ошибкой многих людей является, то, что только изобретения они считают инновацией, а сами же инновации в большинстве случаев основываются на имеющихся продуктах и на их усовершенствовании.

Следующая мысль, которую высказал Леонид Поляков это, то что наша страна является страной социальных инновации по определению.

Он также сказал, что мы не умеем оценивать своего, не понимаем того, что вокруг нас – это все наше. Мы ищем того, кто за это ответственен. Часто люди обвиняют во всех проблемах органы власти, а чиновники обвиняют бизнес.

По поводу данного высказывания хотелось бы внести некоторые уточнения. Как видно из схемы, отношения между органами власти и бизнесом строятся на основе формальных и неформальных правил. По нашему мнению главными являются неформальные правила, так как они строятся на основе сложившихся в обществе обычаев и традиций, то- есть это социальный капитал и возвращаясь к словам Полякова это наш капитал, созданный нами и нашими предками. Неформальные отношения формируют доверие между органами власти и бизнесом, в результате которого бизнес начинает строить длительные планы. А в свою очередь длительные планы невозможны без стратегических программ, которые основываются на инновационной деятельности. Инновационная деятельность в свою очередь приводит к инновациям, к созданию новых продуктов, знаний и услуг. Все новое и качественное всегда находит спрос на мировом рынке и естественно пользование и вывоз этих новшеств в другие страны всегда будут приводит к росту качества жизни.

Исходя из этого можно сделать следующий вывод: инновации должны строится на основе накопленного социального капитала и должны быть разрешены проблемы, которые уже существуют в обществе, а искать заморские изобретения и какие-то новшества для внедрения их в наше общество это не выход. [На сегодняшний день в России уже идет разрушение собранного по крупицам достижений во многих областях, например в области образования и здравоохранении и тд.]

Чтобы все не растерять необходимо, как сказал Леонид Владимирович, национализировать то, что у нас уже есть, то есть то, что мы уже создали вокруг себя. А потом уже можно будет национализировать наше будущее.