Социсследование «Профессиональная определённость студентов ТГЮК»

Нами было проведено социологическое исследование на тему: «Профессиональная определенность студентов ТГЮК». Всем участвующим была предложена анкета, состоящая из 12 вопросов и несколькими вариантами ответов. В исследовании принимали участие студенты 3 групп: ПО-213, ПВк-317,СР-404. В ходе исследования был использован такой метод социологического исследования как анкетирование. В результате исследования были сделаны выводы и заключения, также были составлены таблицы и диаграммы, по ним мы выявили сходства и различия взглядов на профессиональную определенность между студентами 2, 3 и 4 курсов.

Таблица 1. Что повлияло на выбор будущей профессии

Таблица 2. Будете ли вы учиться в Вузе, по специальности

Таблица 3. Какие стимулы для учебы у Вас имеются

 

Молодому поколении, вступившему в самостоятельную жизнь пришлось столкнуться с крутыми переменами в развитии российского общества, обусловленными прежде всего, переходом его на рельсы рыночной экономики, которые сопровождается в частности, резким изменением возможностей трудоустройства, плюрализацией системы образования, усилением социальной дифферинцации населения. Каким образом все это сказалось на жизненных планах молодежи, и каким образом все это сказалось на жизненных планах молодежи, как повлияло на формирование специфических жизненных путей разных групп студентов- выяснению всех этих вопросов были посвящены исследованию.опрос проходил в два этапа. На первом этапе студенты отвечали на вопросы «анкеты» о том,что повлияло на выбор прфессии, намерены ли они учиться дальше и т.д.

В качестве объекта изучения были выбраны студенты трех групп ГОУ СПО «ТГЮК» –ПВК-317,ПО-213, СР-404, можно сделать общие выводы (общее число респондентов – 62 человека), в выборку попали такие специальности, как правоведение, программирование и социальная работа. Из опроса были охвачены студенты от 18 до 20 лет, где больше 18 лет преобладало в группе ПО-213, в группах ПВК и СР старше 19-20 лет.

Исследование позволило выявить как общие черты, так и особенности личных планов у молодежи, трех групп. Как видно из таблицы 1, на выбор будущей профессии у большинства студентов повлияло собственное желание. Но также у всех трех групп одинаково и повлияли родители.

Конкретизацию личных планов молодежи служат ее ориентации на дальнейшее продолжение учебы в ВУЗах. Здесь различия между молодежью трех групп проявляются гораздо сильнее. Прежде всего, обращает внимание неодинаковая степень определенности у разных групп, нацеленных на учебу.(табл.2).Лиц, не давших информации о том, будут ли они продолжать учиться в ВУЗе по выбранной специальности весьма существенен в таких группах как ПВК-10 и ПО-10. Отсутствие продуманности и реалистичности планов, касающихся дальнейшей учебы, есть свидетельство того, что, когда юноши и девушки, говорили о желании учиться, они высказывали в большей степени не реально обдуманные намерения, а скорее общую установку, ощущении того, что учеба в будущем лучше, чем какая либо другая перспектива. Желание учиться в ВУЗе явно стимулируется высококачественной общеобразовательной подготовкой, которая обеспечивается в СУЗах. В СУЗах студенты стремятся к высшему образованию, подтверждая роль этого клана подготовки как транслятора его клиентуры на более высокую степень образования. А нынешняя ситуация, когда трудоустройство после окончания учебного заведения не носит обязательного характера и к тому же затруднено по причине переизбытка рабочей силы на рынке труда, побуждает формирование намерений, которые так или иначе связаны с учебой и образованием. В отличие от групп ПО И ПВК группа СР не желает продолжать учебу по выбранной профессии. Здесь выпускники хотят продолжить образование по другой специальности. Так же малое количество студентов трех групп ответили, что не хотят учиться по специальности в дальнейшем (ПО -4, ПВК -1, СР -7)

Рассмотрим какие же стимулы для учебы имеются на сегодняшний день в этих трех группах (табл.4) у большинства студентов этих групп стимулов к учебе не имеются то есть их нет вообще. Но так же не большое количество ответило, что стимулом для них является стипендия (на бюджетной основе ПВК-3) и свой вариант.(ПО-2, ПВК-3)

С развитием рыночных отношений у нас в стране складывается ситуация, аналогичная той, которая уже давно наблюдается в развитых странах Запада, когда после окончания образовательного учреждения определенный – и порой достаточно большой – промежуток времени молодости посвящается дополнительным формам обучения в различных типах и видах учебных заведений, в системе переподготовки кадров и т.п. По крайней мере в больших городах растет численность молодежи, которая до все более старшего возраста остается в стенах разных образовательных институтов; все реже встречается ситуация, когда молодой человек оканчивает одно учебное заведение и сразу приступает к работе. Чаще он последовательно учится в нескольких учебных заведениях или чередует учебу и кратковременную работу. Таким образом, все большая часть времени молодости оказывается заполненной учебой, а трудоустройство откладывается. И это все чаще становится уделом не только тех молодых людей, которые получают качественно более высокую общеобразовательную подготовку в средней школе но и тех, кто приобретает среднее образование в системе среднего специального и начального профессионального образования.

Таблица 4. Повлияла ли профессия родителей на выбор Вашей профессии

Как показывают данные таблицы4 у большинства студентов профессия родителей не повлияла на выбор специальности в колледже.(ПО-24, ПВК-15,СР-11) несколько студентов также ответили, что на выбор повлияла и профессия их родителей (ПО-2, ПВК-5,СР-1). С одной стороны наблюдается, что студенты этих групп сами изъявили желание поступить в это образовательное учреждение и выбрать специальность.